Практически сразу после открытия Америки, уже с начала XVI в., началась активная морская торговля между испанскими колониями и Иберийским полуостровом. Суда возвращались домой, нагруженные специями и сокровищами. Их путь неизбежно пролегал между Азорскими и Канарскими островами. Поэтому с начала XVI в. воды этих островов превратились в места скопления маленьких пиратских флотов, поджидавших добычу. Но основные атаки с моря на Канарские острова являлись следствием переменчивой внешней политики Испанской короны. Присутствие судов, угрожавших канарским берегам, значительно увеличивалось каждый раз, когда Испания вступала в войну с какой-либо европейской державой.

Разница между корсаром и пиратом заключается в том, что первый вступает в соглашение с властями и таким образом предоставляет свои услуги для борьбы с военно-морскими силами государств, в состоянии войны с которыми находится его страна. Такой тип соглашения известен как «патент на корсарство». Корсары имели право оставить себе добычу, полученную в результате морских сражений, но им запрещалось нападать на суда дружеских наций. Напротив, единственный авторитет, который признавал пират, был его собственный. Пираты брали суда на абордаж, атаковали крепости и осаждали города, не беря в расчет национальность своих жертв и не отвечая ни перед кем.
Результатом атак пиратов и корсаров были многочисленные поджоги, грабежи и убийства в городах и портах. Под обломками и пеплом исчезло большое количество архивов, документов и произведений искусства. Страх и ужас, который сеяли пираты среди жителей, заставляли последних селиться в местах, труднодоступных с берега, а также укреплять и вооружать свои города. На Лансароте, к примеру, очень часто жители искали убежища от пиратов в пещере Куэва де лос Вердос (Cueva de los Verdes), если силы противника были превосходящими.

Пещера Куэва-де-лос-Вердос (Лансароте)

Организация команды пиратов строилась на демократических принципах, что делало пирата свободным человеком: он выбирал капитана, он же мог свергнуть этого капитана при необходимости. Все пираты участвовали в дележе добычи, правила которого обычно были зафиксированы в письменном договоре. В случае потери конечности пират получал денежную компенсацию.
На пиратском корабле главным органом управления являлось собрание, в котором все члены команды имели равное право голоса. Решение, которое принималось большинством собрания, должно было выполняться всеми, включая капитана. Капитан, в свою очередь, должен был внушать доверие всем членам команды, а также уметь поддерживать дисциплину для успешных путешествий и битв. Незначительное нарушение (драка, невыполнение приказа) каралось определенным количеством ударов плетью. За более серьезные провинности, такие, как кража или убийство, пирата ждала казнь, отсечение носа и ушей или высадка на необитаемом острове с бутылкой воды, мешочком пороха и каким-либо оружием.
Обычно пират питался дважды в день: примерно в 10 и 16 ч. Моллюскам и рыбе пираты предпочитали более сытную пищу — к примеру, рагу из мяса вола или дикой свиньи. В долгих путешествиях пираты питались мясом черепах, которых держали на судне живыми: черепахи лежали на спине, и пираты время от времени поливали их морской водой.
Любимый напиток пирата, как известно, ром. Но кроме него, морские разбойники потребляли большое количество других напитков: тафию (тростниковая водка), арак (рисовая водка), понче (тафия, смешанная с водой или козьим молоком и яичными желтками), сангрию (мадера, сахар, лимон, корица, гвоздика, мускатный орех и поджаренная корка хлеба), лимонад по-английски (канарское вино с маслом амбры).
Как ни парадоксально это звучит, пираты были верующими людьми. Они обычно читали молитву перед приемом пищи, а перед битвой просили у Бога удачного исхода. Одни пираты боролись за Бога и свободу, а другие заключали сделки с дьяволом.
В битве пираты дрались жестоко и отчаянно, так как знали, что если попадутся в плен, то немедленно будут повешены. Из оружия пираты владели топорами, пиками, различными пистолетами. Обычно в море они сталкивались с торговыми судами, а купцов, как известно, не учили воевать, поэтому подобные атаки становились настоящими бойнями.
За раненным в бою пиратом ухаживал хирург, выполнявший и функции цирюльника. Раны дезинфицировали алкоголем, а конечности, пораженные гангреной, ампутировали с помощью плотницкой пилы.
Общепринятое представление о пирате как об одноруком, одноногом или одноглазом разбойнике вполне отвечает историческим реалиям. У пиратов существовал закон, согласно которому пострадавший получал денежную компенсацию. Но на практике обычно получившие серьезные увечья пираты возвращались в строй, когда пропивали и проматывали всю полученную компенсацию. А романтические приключения морских разбойников обычно заканчивались получением тяжелых увечий, смертью или бедностью.

Для защиты от пиратских набегов Испанская корона учредила должность верховного главнокомандующего, а также пригласила итальянского военного инженера Торриани на Канарские острова — под его руководством началось строительство башен и крепостей для эффективной защиты от нападений. Кроме того, Торриани оставил интересные записи об истории и обычаях Канарского архипелага во время своего визита. Конечно, не всегда эскадры приплывали к Канарским берегам с целью грабежей, иногда они перевозили контрабанду. Некоторые канарцы испытывали судьбу, занимаясь подпольной торговлей с пиратами.

Старая крепость Эль-Котильо (El Cotillo) на острове Фуэртевентура

Для защиты портов и городов на островах стало развиваться активное строительство, свидетельства о котором, к сожалению, сохранились в очень небольших масштабах. В самых крупных городах возводились хорошо защищенные крепости. До наших дней сохранилась крепость Ла Лус в Лас Пальмас, которая, вероятно, была построена в 1550-1552 гг. На Тенерифе лучшим примером фортификации тех времен является крепость Сан Мигель в Гарачико, построенная в 1575-1577 гг. На Ла Пальме сохранилась крепость Санта Каталина, сооруженная в 1579-1582 гг., выдержавшая осаду английского корсара сэра Френсиса Дрейка в 1585 г. На Лансароте в 1576 г. древняя башня Кастильо де Ганапай близ Тегисе была окружена крепостной стеной. На скале Эль Кемадо около порта Арресифе находится крепость Сан Габриэль, которая в 1587 г. также была окружена крепостной стеной по проекту Торриани.
Жизнь на островах была полна внезапностей, поскольку в течение всего ХVI в. архипелаг был желанной добычей корсаров и пиратов. Молниеносные налеты, постоянное присутствие иностранных кораблей у канарских берегов, ложные тревоги и жестокие атаки заставляли канарское ополчение находиться в состоянии постоянной готовности. Серьезной армии на архипелаге не было, основу войска составляли крестьяне. Для поддержания дисциплины и порядка в войсках на островах часто устраивались торжественные парады. Когда враги наступали, все жители брали в руки оружие: у наиболее экипированных жителей были аркебузы и мушкеты, у большинства же – копья, пики и ножи. Так население архипелага защищало свои земли.

Крепость Ла Лус в Лас Пальмас, Гран Канария. Фото: lpavisit.com

В XVI в. у Испании были сложные отношения с Францией, поэтому первыми корсарами, часто заходившими в канарские воды, были французы. Наиболее известны среди них Хуан Флорин и Франсуа ле Клер, виновный в разграблении и поджоге Санта Крус де Ла Пальма в 1553 г.
Пираты-берберийцы также часто навещали архипелаг со времен завоевания его испанцами. В течение всего XVII в. они со всей жестокостью обрушивались на восточные острова и Ла Гомеру. До наших дней дожила память о двух наиболее жестоких пиратах-берберийцах – Эль Туркильо и Качидьябло.

28 мая 1599 г. в открытое море вышли 74 корабля под командованием известного голландского государственного деятеля, купца и капитана Ван дер Доса с намерением атаковать ненавистных им испанцев в их же водах. Личный состав Ван дер Доса насчитывал восемь тысяч человек. Потерпев поражение у Ла Коруньи и Санлукара де Баррамеда, Ван дер Дос и его флагманы решили атаковать Канарские острова, предположив, что там не может находиться большой контингент войск, поскольку все силы испанцы должны были сосредоточить у берегов полуострова. 26 июня его корабли появились у берегов Гран Канарии. К великому удивлению Ван дер Доса, жители были оповещены об угрозе и готовы к бою. Несмотря на героическую оборону, голландцам все же удалось захватить Лас Пальмас. Но команда Ван дер Доса не нашла на острове серьезной добычи и в отместку сожгла Лас Пальмас. Через 15 дней Ван дер Дос поднял якоря и направился к Сан Себастьяну на Ла Гомере. Не найдя и там добычи, голландцы разрушили город и оставили Канарские острова.

Известные пираты Канарских островов

Корсар Джон Хокинс, известный английский кораблестроитель, капитан, навигатор, купец и работорговец, живший в XVI в., несколько раз высаживался на Канарских островах во время своих путешествий на Карибы с целью продажи рабов, которых он захватывал в основном в Африке. По пути Хокинс атаковал различные португальские и испанские суда. На Тенерифе он делал запасы продовольствия, а также совершал подпольные сделки с Канарскими купцами.

 

Френсис Дрейк, английский мореплаватель и корсар, первым среди британцев совершивший кругосветное путешествие в 1577-1580 гг., в 1585 г. во главе флота из 29 кораблей появился у канарских берегов. Ухудшение отношений между Испанией и Англией привело к тому, что британцы организовали экспедицию против испанских владений в Америке, и Канарские острова оказались на их пути. Первой целью англичан стал Санта Крус де Ла Пальма, но хорошая оборонительная система острова с крепостью Сан Мигель не позволила захватчикам овладеть городом. Дрейк отказался от идеи продолжать захват и направился к берегам Эль Йерро. В порту Эстака высадились три тысячи человек, не встретив сопротивления местных жителей. Но семь километров опасного подъема по обрыву к столице острова Вальверде, возможная засада и разыгравшийся шторм заставили Дрейка и его команду вернуться на борт. Буря рассеяла его корабли. Англичанам пришлось долго собирать флот, и в итоге они решили оставить Канарские острова и направиться к берегам Кабо-Верде.

Уолтер Рэли, английский придворный, государственный деятель, авантюрист и поэт, также неоднократно нападал на побережья архипелага. Он прославился при Елизавете I пиратскими нападениями на испанский флот, за что получил (как и Френсис Дрейк) рыцарство в 1585 г. В 1617 г. он высадился с войском в 600 человек в Арренсифе, захватив порт, оставленный жителями, перед этим храбро сражавшимися и убившими 15 британцев. На следующий день с помощью угроз Рэли раздобыл вино и съестные припасы и покинул остров.

 

Захватить Канарские острова пытался один из наиболее известных британских флотоводцев. Горацио Нельсон был поставлен во главе 9 кораблей и двух тысяч человек личного состава. 23 июля 1797 г. он по приказу английских властей подошел к Тенерифе, но первая попытка высадиться и атаковать крепость Пасо Альто оказалась неудачной. Англичане изобразили отступление, но жители Тенерифе не попались в эту ловушку и эвакуировали жителей, имущество и документы в Ла Лагуну. Тогда же были созданы передвижные санитарные пункты, склады продовольствия и организован дозор для поддержания порядка и тушения пожаров. 24 июля эскадра Нельсона начала наступление на Пуэрто де ла Крус. Обороной командовал генерал Гутьеррес. В итоге англичанам пришлось отступить. Адмирал Нельсон потерял в бою правую руку и часть своих войск. На защиту встало все население острова. Армия в 1700 человек расположилась на редутах крепостей Пасо Альто, Сан Кристобаль и Сан Хуан. После кровопролитного сражения англичане запросили перемирия. Генерал Гутьеррес обязал британцев немедленно покинуть территорию архипелага и не атаковать ни один остров.
Эта победа позволила Санта Крус де Тенерифе получить в 1803 г. особые привилегии. Теперь он именовался не иначе, как «Очень надежный, знатный и непобедимый город, порт и крепость Санта Крус де Сантьяго».
Символом триумфальной победы над англичанами служит сегодня пушка «Тигр», входившая в состав артиллерии, защищавшей столицу Тенерифе и которой по традиции приписывают потерю руки адмирала Нельсона. В 1768 г. она была установлена в Севилье, а сегодня является частью экспозиции музея Альмейда в Санта Крус де Тенерифе.


Рекомендуем почитать другие статьи про отдых на Канарских островах:
Погода на Канарских островах по сезонам и месяцам
Аренда автомобиля на Канарских островах: все, что нужно знать при бронировании
Климат на Гран Канарии
Крупнейшие торговые центры на Гран Канарии



Booking.com

ПОДЕЛИТЬСЯ
Автор блога о Канарских островах Вся информация на сайте полностью бесплатная и проверена нами лично. Мы пишем только о тех местах, где действительно были! Ответим на Ваши вопросы по отдыху и его организации в комментариях или на странице в социальных сетях.